Книга
ГЛАВА 7 НАШ КРАЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Крестьянство боролось за лучшие условия жизни. В пореформенный период широко развернулась борьба за землю. Крестьяне также .отказывались платить непосильные налоги, совершали коллективные порубки леса, принадлежавшего, казне, удельному ведомству и помещикам, выступали против царских чиновников. Большой размах крестьянское движение в Вятской губернии получило в конце 70-х — начале 80-х годов XIX века. Наиболее значительными были волнения в Орловском уезде. Они были направлены против реформы, проводимой среди государственных крестьян, по которой большое количество лучшего леса отрезали в казну. Движение продолжалось четыре года. Для подавления волнений в Орловский уезд неоднократно вводились войска.
Во второй половине 80-х годов большие крестьянские волнения произошла в Уржумском уезде. Они были вызваны увеличением налогов на государственных крестьян в связи с переводом их на выкуп. Волнения продолжались с 1887 по .1889 год. Прошив налогового гнета царизма здесь совместно выступили марийские и русские крестьяне. Это движение было жестоко подавлено войсками.
Крестьянские выступления 80-х годов XIX века в Вятской губернии были массовыми, отличались большим упорством. Обычно в них участвовали все жители селения. Иногда на борьбу поднималось целое общество, волость и даже несколько волостей. Но все эти выступления были стихийными и неорганизованными.
РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГУБЕРНИИ
Самоотверженная борьба против царизма со стороны революционных демократов 60-х годов и революционных народников 70-х годов нашла отклик и в Вятской губернии. Под влиянием крестьянских и рабочих выступлений в Вятке развивалось оппозиционное противоправительственное движение. В нем принимали участие передовые круги интеллигенции и учащаяся молодежь. Большую роль в распространении революционно-демократических идей в Вятке сыграл профессор, духовной семинарии А. А. Красовский. Во время учебы в Петер-бургской духовной академии он был лично знаком с Н. Г. Чернышевским и Н. А, Добролюбовым. В Вятке вокруг Красовского объединились представители передовой интеллигенции и учащиеся. Они знакомились с произведениями В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, нелегальными изданиями А. И. Герцена. Для распространения знаний А. А. Красовский открыл в Вятке частную библиотеку, книжный магазин и типографию.
Много сделали для распространения революционно-демократических идеи в Вятском крае политические ссыльные. Во второй период освободительного движения в вятской ссылке находились многие участник» польского восстания 1863 года, народники и др. В период с 1860 по 1880 год здесь проживало свыше 600 ссыльных. Среди них было немало 'высокообразованных людей, в том числе поляки — юрист О. Э. ..Атаейде и художник Э. М. Андриолли, прогрессивный русский книгоиздатель Ф. Ф. Павленков, писатель В. Г. Короленко. Политические ссыльные пользовались авторитетом среди населения. Они содействовали распространению грамотности и просвещения, технических и сельскохозяйственных знаний. Но особенно велики их заслуги в распространении революционных идей, подготовке революционеров из среды вятчан.
Под руководством ссыльных и местных революционеров-разночинцев в Вятке создавались кружки самообразования. В них изучали историю революционного движения, философию, литературу, читали запрещенные книги, вели жаркие политические споры. Участники кружков пропагандировали идеи народничества среди крестьян и мастеровых.
Из Вятского края вышли многие известные народники. Выдающейся революционеркой-народницей стала уроженка- Уржумского уезда А. В. Якимова. Она являлась членом организации «Земля и воля», а потом «Народной воли», вместе с А. И. Желябовым и С. Н.