Книга

ГЛАВА 12 НАШ КРАЙ В ГОДЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Таковы основные изменения в административно-территориальном делении нашего края, которые произошли в годы мирного социалистического строительства.

Важнейшей составной частью ленинского плана построения социализма была -социалистическая индустриализация. Состоявшийся в декабре 1925 года XIV •съезд партии провозгласил курс на индустриализацию страны. Коммунисты и все трудящиеся нашего края активно боролись за претворение решений съезда в жизнь.

В годы предвоенных пятилеток было немало сделано по реконструкции -старых промышленных предприятий. Большое внимание уделялось реконструкции Омутнинского металлургического завода. В 20-х — 30-х годах были реконструированы также кожевенно-обувные комбинаты имени Ленива и имени 'Коминтерна, -слободская -меховая фабрика «Белка», Вятский шубноовчинный завод, лесопильные и другие предприятия.

Наряду с реконструкцией предприятий, развернулось строительство новых. В 1929 году вступил -в строй Вят-

              Строительство Вятского мясокомбината

 

ский мясокомбинат, в 1933 году — Нововятский деревообрабатывающий завод (ныне—лыжный комбинат) и крупнейшее предприятие союзного значения — комбинат «Искож». В 1938 году начал работу фанерный комбинат «Красный якорь» в городе Слободском. Фактически заново были построены спичечная фабрика «Красная звезда» и Верхнекамский фосфоритный рудник. В области появились новые отрасли промышленности, которых He было до революции: фанерная, целлюлозная, химическая, торфяная, производство искусственной кожи.

В целом итоги борьбы за социалистическую индустриализацию нашего края в предвоенные годы характеризуются такими данными: с 1913 по. 1940 год выпуск валовой продукции крупной промышленности увеличился в 11 раз. Эти цифры говорят о невиданных ранее темпах роста промышленного производства.

Трудящиеся области принимали активное участие в сооружении важнейших строек первых пятилеток. Они работали на строительстве Сталинградского тракторного завода, Горъковекого автозавода. Вместе с другими посланцами молодежи вятские комсомольцы строили Комсомольск-на-Амуре.

Развитие крупной промышленности неразрывно связано с электрификацией всех отраслей народного хозяй-

ства. В тридцатые годы в области вступили в строи действующих ТЭЦ-1, электростанция .при лесозаводе № 1. Был проведен капитальный ремонт кировской городской электростанции. До войны началось строительство наиболее мощной ТЭЦ-3 в Кирово-Чепецке. Кроме того, были построены десятки небольших электростанций в сельской местности.

Сооружались новые железнодорожные магистрали. В 1927 году завершилось строительство линии Катель-. нич-Горъкий. Долгие годы жители северо-восточных районов Вятского края были отрезаны от железных дорог на сотни километров. В годы Советской власти положение изменилось. Была построена железнодорожная линия Яр — Фосфоритная, движение по которой открылось в день 14-й годовщины Октября.

Как и повсеместно в стране, в нашем крае в первой пятилетке развернулось массовое социалистическое соревнование. Весной 1929 года в него включились передовые рабочие фабрик «Красный труд» и «Красная звезда», кожевенно-обувных предприятий имени Коминтерна, Вятских железнодорожных мастерских и др. Мастер вагонного цеха мастерских Г. Ф. Перов еще в 1928 году был удостоен звания Герои труда.